Схема логического автомата "Переправа"
С выходов элементов DD1.1 и DD1.2 сигнал опасной ситуации подается также на входы 9 и 10 элемента DD1.3. При появлении на одном из них низкого уровня напряжения на выходе элемента начинает действовать напряжение высокого уровня, которое запускает мультивибратор, собранный на элементах DD2.3 и DD2.4. С выхода мультивибратора генерируемые им колебания частотой около 500 Гц поступают на базу транзистора VT1, включенного эмитгерным повторителем, и головкой ВА1 преобразуются в тревожный звуковой сигнал. Переключателем SA5 звуковую сигнализацию, оповещающую об ошибке в решении задачи, независимо от того, на каком из берегов возникла опасная ситуация, можно отключить, оставив лишь световую сигнализацию.
Резистор R5 выполняет роль ограничителя тока базы транзистора VT1. Через резистор R3 на неиспользуемый вход 11 элемента DD1.3 подается высокий уровень напряжения, что защищает узел сигнализации от различных электрических помех. Подстроечным резистором R6, включенным в коллекторную цепь транзистора, устанавливают желательную громкость звучания головки ВА1.
Детали игрового автомата, кроме элементов коммутации, светодиодов и динамической головки, можно смонтировать на печатной плате размерами 70x25 мм (рис. 19, и) и разместить ее в плоском пластмассовом или изготовленном из фанеры корпусе размерами примерно 120x90x50 мм (рис. |9, б). На передней стенке корпуса должен быть рисунок реки, вдоль русла которой укреплены переключатели SA1 - SA4, а на противоположных берегах - светодиоды HL1 и HL2. Здесь же находятся переключатель SA5 и кнопка SB1 "Переправа". Переключатели SA1 -SA5 типа М1-1 или тумблеры ТВ2-1, кнопка SB1 - типа КМ 1-1. Динамическая головка ВА1 мощностью 0,1...0,25 Вт, например 0,25ГД-10. Источником питания может служить двухполупериодный выпрямитель с выходным напряжением 5 В или батарея 3336Л.