Работа с AutoCAD 10-й версии (3 часть)

         

Изменение геометрии примитивов


Всякий провод, нарезанный на куски, окажется слишком коротким.

Из законов Мэрфи

Менять геометрию приходится, как правило, в двух случаях: во-первых, при исправлении собственных или автокадовских ошибок; во-вторых, при сложных построениях, когда проще нарисовать лишнее, а потом отрезать ненужные части (яркий пример - изображение хорды окружности или дуги, скажем, при отрисовке вала с лыской).

Одна из наиболее распространенных операций - отсечение части примитива. В качестве режущей кромки используется тоже примитив (можно даже тот же самый, если он сам себя пересекает). Рассмотрим использование отсечения при построении чертежа, показанного на рисунке 2,г.

а)



б)

в)

г)

Рисунок 2 - Пример построения с отсечениями. " - режущие кромки, o

- точки выбора отсекаемых частей примитивов.

Непонятно, каким образом можно попасть в точку пересечения хорды (полилиния) и дуги (две полилинии, зеркально отраженные относительно горизонтальной оси). Делается это так (рисунок 2): сначала рисуется полная окружность и выходящая за ее границы хорда, затем у окружности отрезается сектор (режущая кромка - хорда), и, наконец, у хорды отсекаются два "хвостика" (режущая кромка - дуга). Обратите внимание, что на этапе б) верхняя полилиния-дуга распалась на две независимые полилинии, поскольку соединяющий их кусок был срезан.

Отрезать что-либо от примитива позволяет пункт меню "РедактàОбрежь". Сначала указывается примитив, являющийся режущей кромкой. Затем нужно указать, что и у какого примитива вы хотите отрезать. Внимание: при этом уже не все равно, какую часть примитива вы укажете. Та часть, по который вы щелкните мышью, и будет убрана. Команда "Обрежь", как и многие другие, требует принудительного прекращения.

Операции, в каком-то смысле обратные отсечению - удлинение и растяжение. Отличие между ними в том, что при удлинении примитив растягивается до "утыкания" в заранее указанную границу, а при растяжении новая длина примитива указывается вручную.




Рассмотрим удлинение на примере. Предположим, что при рисовании контура мы промазали и не дотянули полилинию до осевой (рисунок 3,а). Эта ситуация поправима: меню "РедактàУдлини", указываем осевую линию в качестве граничной кромки, а затем указываем вертикальный сегмент полилинии как объект, который нужно удлинить.

а)
б)

Рисунок 3 - Удлинение примитива. ò - граничная кромка, o - точка выбора удлиняемого примитива.


При растяжении меняются размеры не одного примитива, а целой группы. Можно, например, "ужать" или "растянуть" проекцию детали целиком. Например, пусть оказалось, что мы ошиблись с размерами и проекция получилась на 10мм короче.
                                  à

а)
б)

Рисунок 4 - Использование команды "Растяни". o - базовая точка растяжения.
В меню выбираем пункт "РедактàРастяни". Автокад автоматически включает режим выбора объектов при помощи секущей рамки. Растянем рамку так, как показано на рисунке 4,а. Затем нужно указать базовую точку. Удобнее всего взять характерную точку, к которой легко привязаться. Например, в данном случае за базовую можно взять точку пересечения двух осевых линий. Наконец, указываем новое положение базовой точки. Мы точно знаем, что она должна сместиться вправо на 10мм, поэтому удобнее всего ввести с клавиатуры @10,0.

Содержание раздела